Почему я не люблю инфобизнес и почему его все-таки “стоит иметь в виду” в некоторых случаях? Размышляя о причинах его популярности, его вреде, пользе и тому, чему у него можно научиться я выделил несколько основных тезисов.
1. Теория
Причины популярности инфобизнеса лежат в его психологическо-социальной устойчивости. Если более простыми словами, то инфобизнес построен (возможно, случайно) и включает в себянабор факторов, которые позволяет ему расти и набирать популярность без особых усилий его участников. Как МММ, только немного в другой форме.
И основное в инфобизнесе – не сама идея “продавать не свои услуги, а учить других, кто эти услуги оказывает”. А в непрерывно растущей сети контактов по мере вовлечения новых членов. Как в МЛМ, где каждый новый участник приводит еще несколько, так и в инфобизнесе большая часть “выпускников”, за неимением специальных знаний, дальше продолжает заниматься “рекрутингом”
В буржунете эта “сеть” уже достаточно большая для того, чтобы генерировать на выходе серьезные деньги. В рунете пока – только “ростки”. И, с учетом “топорности” рунетовского копипаста, я думаю, такая “сеть” будет расти ну очень долго.
Причем “топорность” настолько серьезная, что слово “инфобизнес” уже стало нарицательным. Как “канадская оптовая компания” в свое время. Причины этой топорности – в слепой кальке с западных материалов. Выглядит ненатурально, вызывает отторжение.
А теперь – более подробно.
2. Инфотеймент
Развлечение через образование. Практически всем людям нравится узнавать новое, особенно если они при этом считают, что не просто зря тратят время, а работают. И инфобизнес действительно дает это ощущение. Как “образовательные” и “научные” каналы Дискавери. То же развлекалово, только в нарочито-серьезной форме.
В этом отношении инфобизнес – идеальный товар. Поскольку потребляется легко и не требует каких-то действий. “На руку” играет еще и небольшой объем самой информации. Если “сжать” всего Дена Кеннеди в виде тезисов, он уместится в три страницы мелким шрифтом – я это делал в свое время. Большой объем инфоматериалов достигается за счет разных форматов, примеров, несущественных деталей, рассказов и прочего.
Лучшие инфомаркетеры запада, понимая развлекательную суть бизнеса, щедро снабжают его шутками и веселыми историями. В рунете я этого не встречал, и это – один из признаков его незрелости. Инфобизнес запада – это шоу-бизнес. Больше мотивационный, развлекательный, нежели образовательный. А у нас как-то все серо и уныло, без “огонька”.
3. Простота
Если по поводу потребления, то информации настолько мало, что ее можно “размазать” так, что она с легкостью потребляется даже олигофреном. В западном инфобизнесе вы не встретите заумных формулировок или сложных слов. У нас они – через раз.
Если по поводу действий, то, если “пациент” и делает что-то, то не особо “напряжное”: сделать одностраничный сайт, запустить рассылку, поговорить с людьми, записать подкаст, снять себя на видео. Работа на уровне вчерашнего школьника, проще говоря.
Даже в случае с “жертвой”, а не с “низами” (об этом чуть позже) вся работа превращается в “рассказать кому-то о том, как я это делаю”. Без систематизации и академичности.
4. Надежда
По своей психологии мы склонны верить в то, чего хочется сильнее всего. Как игрок в казино, сделав ставку, верит, что сыграет именно она. Или стартапер – что именно его продукт будет “хитом”.
В инфобизнесе надежда подпитывается реальными фактами заработка реальных людей. Иногда возникает ощущение, что деньги так и льются рекой. И они действительно льются, поскольку люди готовы отдать за надежду заработать большие деньги все, что у них есть. И этих людей реально много за счет большой “сети”.
Это, наверное, основной фактор моего отторжения инфобизнеса. Здесь поток денег, как и в любой другой пирамиде (о пирамидальности чуть позже) поднимается “с низов”. И ты это видишь на массе клиентов. И это – не особо приятно. Поскольку ты понимаешь, что продаешь лишь надежду. И что ты видишь людей, живых людей, которые отдают последнее. Влезают в долги, забирают деньги у семьи, у детей, у родных.
В буржунете нередки истории, даже у “звезд” о том, как они влезали в долги в $100,000 и больше, тратя все это на очередные курсы и семинары. Это все равно, как держать “наливайку”. Вроде как и бизнес легальный, а людям ты добра не приносишь. Среди предпринимателей я даже пару раз слышал, что подобный бизнес – “нехороший”, “неудачливый”. Постоянно что-то плохое случается с теми, кто забирает последнее.
Повторю еще раз: инфобизнес по своей теории – белый и пушистый. Но на практике – очень “грязный”. И никуда от этого не денешься – это основная масса клиентов, особенно внизу пирамиды. Этим, кстати, инфобизнес на форекс-брокеров похож – там тоже достаточно неприятная клиентская база. Они чем-то похожи на наркоманов. Хотя инфобизнес и менее аддиктивен.
5. Слои
Теперь пришло время поговорить и о “пирамидальности” инфобизнеса. Здесь она необычная – четкой иерархии нет. Но, несмотря на это, путь “наверх” тяжел и долог.
Наверху – лидеры. Не обязательно пришедшие раньше всех, но всегда хорошо понимающие суть бизнеса. А основная “суть” этого бизнеса – в контактах.
Как и в МЛМ, где каждый новый участник автоматом начинает завлекать новых участников, так и в инфобизнесе большой процент “выпускников”, не имея никаких специальных навыков, выбирают наиболее легкий путь – проповедь самого инфобизнеса. И, восхищенные самой идеей и протекающим рядом баблом, начинает активно агитировать друзей, знакомых, заводить сайты, блоги и прочее.
И попутно начинают растить свой мейлинг-лист – неотъемлемая часть инфобизнеса. И очень важная, кстати. Именно она позволяет получать реакцию на любые действия с максимальной скоростью. Именно она, в конечном итоге, дает тот самый “поток бабла”.
Итак, наверху – лидеры. “Среднего класса” здесь в принципе нет. Дальше – идут чистые “низы”. Восхищенные голой идеей, которые идут “рекрутить” своих друзей, знакомых, делают сайты для сбора “урожая” в виде мейл-листов. В общем, активно “крутятся”. Их видно по горящим глазам, попыткам рассказать тебе о том, какой классный этот инфобизнес, как там все круто и полезно для всего мира. Это – низы.
Что интересно, выше, а не ниже “низов” – “жертвы”. Те, кто действительно стал применять инфобизнес “по назначению”. Был средненьким программистом – стал учить начинающих программистов, как продавать свои услуги. Была неизвестным писателем – стала учить других писателей-ньюбов, как продавать свои мемуары. И т.д.
У Дена Кеннеди постановка вопроса такая: ты являешься экспертом и можешь учить других, если знаешь чуть больше своего потенциального клиента. Узнаешь больше – клиентская база расширяется.
Причем “жертвы” часто чувствуют себя намного лучше, чем “низы”. Поскольку их работа приносит реальный результат для клиентов. Вместо продажи идеи другим инфобизнесменам они видят, что их советы реально используются и дают какой-то эффект. Но по деньгам это не всегда получается так, как ожидалось при обучении. Где-то – будет больше, где-то – будет меньше, чем просто на работе.
Тут нужно понимать, что основной эффект будет не от использования самой “идеи инфобизнеса”. А от того, насколько хорошим маркетологом окажется в итоге “учитель”. Насколько быстро он сможет понять своих клиентов, понять их потребности, помочь им в чем-то конкретном. Если сможет – тогда он реально молодец, и деньги будут. Только вот инфобизнес тут не при чем. Это обычный консультационный бизнес, каких тысячи. Проповедь не нужна :)
6. Прибыльность
Теперь – самое интересное. Механика роста сети контактов. То, что, не имея ни малейшего отношения к самой идее инфобизнеса, является основной причиной его прибыльности для лидеров. Именно лидеры тут “снимают кассу”, а низы довольствуются “крошками с барского стола” .
Выглядит это примерно так: низы собирают “подножный корм” в виде конечных мейллистов. “Лидеры” предоставляют качественные, часто не свои инфопродукты в виде очередного курса, семинара, книги и т.д. А низы являются и потребителями, и промоутерами этих продуктов.
Потребителями за счет того, что сами покупают то, что предлагается лидерами. Причем за счет большой массы “низов” лидеры могут жить только за счет этого. Интересно, что “низы” при этом себя “потребителями” не считают. Они считают себя “партнерами”.
Разве зазорно отдать “копейку” за то, что ты дальше будешь продвигать своим клиентам? Хотя бы даже ради того, чтобы просто потестировать. Иногда лидеры даже “балуются” тем, что предоставляют право становиться аффилиейтами только тем, кто является потребителем.
Промоутерами за счет того, что рекламируют продукты лидеров у себя на сайте за аффилиейтную комиссию. При этом не просто давая возможность заработать лидерам на “хвосте”, но и автоматом увеличивая их клиентскую базу за счет передачи своего, “потом и кровью” созданного мейллиста за копейки “наверх”.
“Наверху” эти меллисты копятся и со временем образуется “критическая масса”, которая “схавает” любой продукт. И чем больше топовый мейллист, тем меньше шансов у низов что-то с него получить.
Обычно это выглядит так: особо умный из “низов” делает свой инфопродукт и приходит к лидеру “на поклон”. “Лидер”, понимая свою власть и потенциал, “любезно соглашается” отдать просителю 20-40% от продаж продукта. Либо вообще “совместный проект” с потерей контроля, он обычно называется красиво – Joint Venture. Но мы-то знаем… И люди соглашаются, ибо мейллист большой и того стоит. В надежде получить часть этого мейллиста себе.
И получают, только толку мало. Поскольку со следующим продуктом ты все равно приходишь на поклон к лидеру. Получаешь-то ты только жалкие проценты со всего объема его меллиста на каждой итерации.
В итоге получается ситуация, в которой лидеры “отжимают” себе большую часть потока денег и непрерывно увеличивая свои мейллисты за счет “хомячков”. “Горизонтальные” контакты с другими представителями низов неэффективны – у них слишком маленькие мейллисты.
Тут есть еще одна скрытая проблема – дефицит самих продуктов. Темы – одни и те же, “обсасываются” раз за разом в той или иной форме. Поэтому, как правило, низы “прозябают”. А лидеры “кормятся” за счет простой статистики: кто-то из “хомячков” нет-нет, да что-то хорошее и придумает. Для отдельного “хомячка” шанс – маленький, но на большой их массе лидер получает хорошие продукты достаточно регулярно.
Иногда из “низов” появляются лидеры, но происходит это не за день, и не за два. А тогда, когда человек настолько хорошо понимает потенциального клиента, что его продукты “расходятся на ура”. Но это уже означает, что он реально хороший маркетолог, и в инфобизнесе ему делать нечего. С этими знаниями, навыками и усилиями можно заработать гораздо больше в гораздо более адекватной среде реального бизнеса.
Чтобы не быть голословными, посмотрите на Джона Риза – где он сейчас? И, просто ради эксперимента, поищите еще тех “лидеров”, которые покинули “поле боя”, выиграв все битвы.
7. Есть ли польза от инфобизнеса?
Да, конечно есть.
Как я уже говорил, изучать маркетинг стоит на тех, кто “ведет бой” в максимально жестких условиях. Инфомаркетинг – как раз тот случай. В условиях, когда продукт настолько прост, что не требует усилий, все свободное время направляется на оттачивание маркетинга. И уж тут действительно есть чему поучиться!
Но не ради того, чтобы становиться “проповедником”, а ради применения этих знаний в нормальном, человеческом, бизнесе. И учиться – не в рунете, где копипаст и отставание на десятки лет. А “в оригинале”, где оно прямо сейчас работает на больших объемах. Для этого не обязательно покупать книги или курсы – просто понаблюдайте за действиями “монстров”. Копировать нужно практику, а не предпосылки.
Сейлз-леттеры, клиент в качестве “отправной точки” бизнеса, метод непрерывного улучшения – это, навскидку, те вещи, которые я беззастенчиво “позаимствовал” у практиков инфобизнеса.
Автор статьи МАКС ПАСТУХОВ